Отвечает протоиерей Владимир Гофман.
— Посмертная участь некрещённых младенцев была и остаётся тайной.
На эту тему можно найти самые различные точки зрения, порой совершенно противоположные. Изложу здесь каноническую.
Если мы посмотрим Священное Писание, то найдём такие слова Спасителя в беседе с Никодимом: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Исходя из этого, можно предположить, что некрещённые младенцы, как не сподобившиеся духовного рождения, не могут войти в Царствие Небесное, т.е. в рай. Значит, они попадают в ад. Так говорят и многие святые отцы, например, Макарий Великий: «Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь — какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с весёлым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму».
Но ведь некрещённые, тем более младенцы, не совершали грехов? И тут надо вспомнить, что говорил Христос: «В доме Отца Моего обителей много…» (Иоан.14:2). Разъясняет тот же Макарий Великий: «…некоторые утверждают, что и Царство одно, и геенна одна; мы же говорим, что много степеней, различий и мер в одном и том же Царстве и в одной и той же геенне и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари, хотя по своей неизмеримости и необъятности оно и вне тварей. Посему само Божество внемлет людям и во всём домостроительствует премудро.
И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судия, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божию, но не все они — сыны, цари, наследники. Есть меры избыточествующие, и есть меры малые. В самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А которые утверждают, что одно Царство, одна геенна, и степеней нет, те говорят худо».
О том же говорит, например, и св. Григорий Богослов. Он замечает, что в аду есть место, где нет мучений. Туда и направляются души некрещённых младенцев. Нет мучений. Но нет и того света, который получают души, принявшие в земной жизни святое крещение. А в целом, тайна и есть тайна. Кому быть в раю, а кому в аду — решать уж точно не нам. Наша задача — надеяться на бескрайнее милосердие Божие, молиться с надеждой и этим малым трудом облегчать участь тех, кто пока ещё, может быть, не удостоин света.
(21)